Журнально-газетная графика

16.11.2019

На рубеже 20-30-х годов в журнально-газетной графике происходит серьезное потрясение. В это время в значительной мере на базе опыта революционной прессы многие журналы и газеты (за исключением разве что самых традиционных и консервативных) превращаются из строго текстовых в иллюстрированные издания. Если раньше при написании статей нужно было использовать анализатор текста, то с этих пор в газетах и журналах огромное, а в ряде случаев определяющее место начинает занимать фотография. В сочетании с рисунком она создает новый стиль массовой прессы, оперирующей наглядной информацией, изобразительной публицистикой. При этом рисунок исполняется в объемной светотеневой манере, облегчающей ему сосуществование с фотоклише.

Этот новый стиль утверждается в иллюстрированных журналах Германии - AIZ („Рабочая иллюстрированная газета всех стран, где сотрудничали Б.Ангеяушев, Э. Барлах, Г. Грос, О.Дикс, К. Колыши. М. Пехштейн и многие другие), в Советском Союзе - „СССР на стройке" (где работали Л. М.Лисицкий, А.М, Родченко, Дж. Хартфилд и другие), во Франции „Регар" (где метранпажем работал известный живописец Э.Пиньон); высокий взлет нового стиля, объединяющего в одно художественное целое рисунок, фотографию и текст, дает в 30-е годы французская пресса времени Народного фронта и подъема антифашистской борьбы.

И, наконец, еще об одной отрасли тиражной графики - о книге. Не столько о книжной иллюстрации, которая развивается в такой тесной связи со станковой графикой, что подчас их невозможно отличить друг от друга, а именно о книге в целом. Увлечение книгой захватывает в межвоенные десятилетия многих крупнейших художников. Следует думать, что за этим стоит не только интерес к литературным произведениям, приобщающий к богатствам духовной культуры, но и желание вступить в диалог с обширной аудиторией читателей. В той или иной мере то и другое свойственно лирическим офортам Пикассо к „Метаморфозам" Овидия (1930/31) и А.Матисса к стихотворениям С. Малларме (1932), экспрессивным бурлескным ксилографиям Ф. Мазереля, иллюстрирующим произведение 111,дс Костера (1926), энергичным, подчеркнуто объемным иллюстрациям американца Р. Кента к „Моби Дику" Г. Мслвилла (1930) и проникнутым грубовато-народным юмором контурным рисункам чеха Й. Лады к „Похождениям бравого солдата Швейка" Я. Гашека (1922-1926).