07.02.2019
В начале 70-х годов женской киногруппой, входившей в американский киноколлектив левых радикалов «Ньюлрил», был снят «Женский фильм». Он состоял из серии интервью с простыми работницами, женами рабочих, которые честно и с болью говорили о своей судьбе, жизни, эксплуатации, которую они испытывают и как женщины и как труженицы. Некоторые специфические идеи феминизма здесь увязаны с социально критическим пафосом. Враг женщин —вовсе не «мужчины», а буржуазное общественное устройство. Другой пример — фильм «Женщины против (промышленного) законопроекта», документальная лента, снятая в 1971 году киноколлективом английских феминисток. Это рассказ о женщинах, включившихся в борьбу против антирабочего законопроекта, обсуждавшегося в то время в Англии, который запрещал любые забастовки, не получившие официальной санкции профсоюзных боссов. Главное в фильме опять-таки не утопия «женской культуры», а участие женщин в антимонополистической борьбе как основа для их подлинного освобождения.
Остается только сожалеть по поводу того, что сегодня в феминистском кино на Западе большее распространение все же получают другие, менее социально и классово определенные мотивы, а имеющиеся элементы социальной критики часто абстрактны, аморфны, подчинены ошибочным идеям феминистской идеологии. В качестве врага и угнетателя выступает если и не «мужчина», то «общество» как таковое, лишенное конкретного классового лица, «сексизм» как некий всеобщий и универсальный принцип западной культуры. Работаете копирайтером? Проведите анализ уникальности текста прежде чем отправлять работу заказчику.
Пожалуй, еще одна из облюбованных феминистками идей, которые сегодня находят отражение на западном киноэкране не только в фильмах, снятых самими феминистками, но и в работах режиссеров-мужчин, далеких, как мы уже говорили, от феминистской идеологии,— это тема женской самостоятельности и солидарности.