Доводчик geze

24.02.2017

Спустя пять лет, в 1932 году, появилась пьеса «Мстислав Удалой» И. Прута и целый ряд ее постановок, в которых бронепоезд времен гражданской войны (на сей раз принадлежавший красным) стал уже основным местом действия и в качестве такового изображался в разных театрах художниками А. Гончаровым, Л. Поповым, А. Васильевым.

Одновременно, в том же 1932 году, зрители спектакля студии под руководством Ю. Завадского «Армия мира» Ю. Никулина увидели еще одно, едва ли не впервые воспроизведенное в театре, «транспортное» место действия, на сей раз передвигавшееся не по земле, а по воздуху, кабину дирижабля. Причем, показывалась она именно в состоянии полета: персонажи появлялись в этой декорации, выходя из дверки в верхней рабочей галерее, пролегавшей вдоль задней стены сцены, то есть из глубины конструкции дирижабля, которая как бы продолжалась за пределами сценического пространства. Автором проекта был А. Родченко, который здесь в последний раз продемонстрировал в театре свое дизайнерское искусство. Хлопают двери? Установите доводчик geze.

Но особенно многочисленно и разнообразно представленным на сценах 20-30-х годов оказался транспорт плававший, он стал местом действия большой группы спектаклей. Открывал эту группу выстроенный В. и Г. Стенбергами в 1926 году океанский лайнер, на котором плыли из Европы в Америку герои драмы «Косматая обезьяна» Ю. О'Нила в первом акте спектакля Камерного театра. (Второй акт, как мы помним, происходил на Пятой авеню и в других местах Нью-Йорка). Это был еще один образец конструктивистского сценического дизайна: рационально и функционально спроектированная установка показывала пароход как бы в разрезе, от верхней палубы (по которой прогуливались респектабельные пассажиры) до нижнего отсека кочегарки (где согнутые полуголые потные фигуры безостановочно бросали уголь в огнедышащие жерла топок). Декорации своей современной дизайнерской формой и фактурой (как натуральной - металлические лестницы, поручни перил, дощатый пол палубы, так и симитированной - черные брикеты угля, огонь топок и т. п.), по свидетельству Абр. Эфроса, «притязали казаться взаправдашними».