Подтяжка лица нитями

15.10.2016

Островский любит изображать своих нелепых персонажей за беседой на возвышенные темы, с неисчерпаемым юмором и озорством передавая их петушиное хвастовство словами, переплетение наивности и галантерейности, грубоватых народных выражений и удивительных иностранных слов. В речах действующих лиц Островского переливаются причудливые, удивляющие своей бестолковостью и нелепостью мысли. Конечно, и здесь сквозит ирония Островского. Она великолепно оттеняет фантастические представления о жизни и алогичные суждения о ней. Мир, изображенный Островским, полон жизни, противоречий, движения, одухотворен юмором. И это вносит поэзию в нарисованную им картину. Однако юмор Островского не противоречит правде жизни. Он не закрывает глаза на ее дисгармонию. Потому комедия его соприкасается с серьезным и драматическим. Драматическое завершение судьбы персонажей всегда существует как возможность. Страдают Бородкин и Русаков, печальна могла быть судьба Дуни, которую Вихорев обесчестил бы и бросил (Не в свои сани не садись). Драматический исход нависает над Митей и Любовью Гордеевной (Бедность не порок). Сам Островский писал, что русская веселость всегда оборачивается грустью. Искусство Островского, несмотря на неистощимую веселость, которой драматург был обязан связью с народной жизнью, часто оборачивается грустью, трагизмом, навеянными противоречиями русской действительности. Таким образом, поэтический стиль Островского заключает в себе удивительный сплав лирического и юмористического, комических и драматических мотивов. То, что комедия Островского - комедия XX века, обусловило особенности, отличающие ее от старой классической комедии. Хотите молодо выглядеть? Вам поможет подтяжка лица нитями.

Островский сделал огромный шаг в преодолении условности драматической формы. Но он не отказался от этой условности, сознательно использует ее для отражения жизни. В связи с этим можно привести такое его высказывание: Многие условные правила исчезли, исчезнут и еще некоторые. Теперь драматические произведения есть не что иное, как драматизированная жизнь. Жизнь вообще производит на разных людей различные впечатления, а драматическое произведение должно производить одно. Этого оно достигает ясностью и единством мыслей и стройностью формы.