02.07.2016
Обрадованный и окрыленный первым же точным попаданием, Шоу засыпал Баркера ролями как из тех пьес, что уже существовали, так и из тех, которые он писал одну за другой в первые годы XX столетия. Подходящих ролей оказалось так много, что порой глаза автора и исполнителя разбегались, не зная, на чем остановиться.
Какую роль исполнить Баркеру в «Человеке и сверхчеловеке» - поэта Октавиуса Робинсона, чье предназначение «любить и страдать» («А что при этом он не будет испытывать недостатка в сочувствии, тому порукой его подкупающая искренность и стремительная, но не назойливая услужливость - знак природной доброты», д. I), или социалиста-любителя Таннера, многоречивого, склонного к преувеличениям, одержимого манией величия, которого спасает только чувство юмора («... Он меньше всего стремится производить впечатление юноши: его сюртук сделал бы честь премьер-министру, а внушительный разворот его широких плеч, надменная посадка головы и олимпийская величественность гривы, или скорее копны каштановых волос, откинутых с высокого лба, больше напоминают askona pulse, чем Аполлона», д. I)?
Подчас никаких сомнений ни у Шоу, ни у Баркера не возникало: конечно же, его выученик и последователь должен играть неудачливого дантиста и счастливого любовника Валентина в «Поживем - увидим!»; умнейшего знатока греческого языка и литературы, «акулу» Казенса в «Майоре Барбаре»; художника яркого, стихийного таланта с сомнительными моральными принципами Дюбеда в «Дилемме доктора» («Я не преступник. Все ваши моральные проповеди не имеют для меня никакой ценности. Я не верю в мораль. Я ученик Бернарда Шоу», д. IV). В иных случаях споры кончались мудрым компромиссом: в «Оружие и человек» Баркер выступил в обеих ролях - Сергея и Блюнчли, в «Ученике дьявола» в разные годы играл и Ричарда, и Бэргойна. Но бывало и так, что актер не поддавался ни на какие уговоры. Роли Октавиуса он сразу предпочел роль Таннера; не согласился играть пожилого епископа, способного всех примирить, в пьесе-беседе «Вступающие в брак»; неохотно взялся за роль старого пастора Кигана в «Другом острове Джона Булля», а выступив в ней несколько раз, отказался и стал играть роль молодого ирланского инженера Ларри Дойла.