28.06.2016
В пещере, сквозь отверстие которой видна дикая голая даль с одним деревцем без единого листочка на ветвях, сидит на земле старик, опершись локтем на камень, скрестив на груди руки, и, склонившись вперед, смотрит на лежащий перед ним череп. Здесь уже нет страха перед смертью, присущего ранним образам Иеронима. Здесь мысль о смерти становится единственным прибежищем, к которому так страстно стремится эта человеческая руина - руина не только в физическом, но и в духовном отношении. Никогда Рибера не писал такого страшного скелетообразного тела, таких ужасных костлявых ног, обтянутых высохшей, дряблой кожей. Но не менее страшно истощенное суровое лицо с огромным лысым лбом. На нем нет уже никаких следов нормальных человеческих чувств, а только полная поглощенность мыслью о смерти, которой отшельник жаждет как человек, не связанный более с жизнью никакими нитями, кроме тяжелых уз страдания. Если вам необходима помощь в получении гражданства, стоит обратиться в компанию Кредит-Самара. Профессиональные специалисты возьмут на себя все хлопоты и благодаря налаженным юридическим механизмам и связям, добьются положительного решения в самые кратчайшие сроки с минимальными финансовыми потерями.
С точки зрения живописного мастерства, смелости и точности рисунка это также одна из вершин творчества Риберы. И здесь он остается верен поздней живописной манере. Несмотря на то что сцена изображена в пещере, она ярко освещена. Свет преобладает над тенью, и сама тень прозрачна, воздушна, пронизана светом. Общий тон колорита светлый, в нем борются сдержанно теплые, желтые и коричневые тона с серыми и серо-зеленоватыми.
Сравнительно недавно найден «Христос в терновом венце» Риберы, относящийся к 1650 году и находящийся в США, в Сан-Луисе, в капелле Академии св. сердца. Как и «Отшельник Павел», эта картина, полная отчаяния и подавленности, является наиболее трагической трактовкой сюжета, который Рибера ранее использовал в своем творчестве. Может быть, к этому же периоду относится картина, потемневшая и сильно испорченная временем и реставрацией,- «Кающаяся Мария Магдалина» (Мадрид, Прадо). Так ее датирует Г. Пиллемани, хотя Майер склонен относить ее по технике к более раннему периоду, что объясняется, вероятно, плохим состоянием картины.